Новости школы
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

МБОУ "Волошевская школа"

Воспитательная работа

Единый Общероссийский телефон доверия

для детей, подростков и родителей

8-800-2000-122

"Город вечно живых" - Урок Памяти. 27 января - День снятия блокады Ленинграда (27.01.2022)

27 января 2022 года в 12:00 состоялся Всероссийский Открытый урок «Город вечно живых»,

посвященный дню окончательного снятия блокады Ленинграда советскими войсками, которая длилась 872 дня (далее – Урок Памяти).

Трансляция пройдет из Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге.

Просим организовать проведение Урока Памяти во всех образовательных организациях Вашего муниципального образования.

Эфир будет доступен на сайте ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (трансляции.институтвоспитания.рф)

Ссылка на мероприятиеhttps://xn--80aqakjqje5byf.xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/#profile-tab

Северные конвой - Дервиш - 80

Супрун М.Н., профессор

САФУ имени М.В. Ломоносова,

доктор исторических наук,

Болдырев Р.Ю., доцент

САФУ имени М.В. Ломоносова,

кандидат исторических наук

 

 

Северные конвои, 1941-1945 гг.

К 80-летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш»

(историческая справка, для использования при проведении мероприятий
для обучающихся образовательных организаций)

 

31 августа 1941 г. к причалам Архангельского порта подошли 6 судов под британским флагом. Тогда мало кто в Архангельске знал, что операция по проводке этого каравана носила кодовое название «Дервиш», а последующие за ним конвои проложат самый важный для СССР маршрут. История северных конвоев неразрывно связана с историей отношений СССР
со странами Антигитлеровской коалиции. В соответствии с американским законом о ленд-лизе (от англ. «lend» – сдавать в аренду и «lease» – передавать взаймы) США имели право на время войны передавать своим союзникам оружие и материалы, необходимые для совместной борьбы с врагом.

В октябре 1941 – июне 1942 г. поставки по ленд-лизу позволили на 30–40% восполнить потери, понесенные Красной армией в бо­евой технике. Бо́льшая часть союзного вооружения была отправлена на московское направление, которое в тот момент было самым важным.  3/4 направленных в нашу страну грузов составляли станки, промышленное оборудование и сырье, что помогло Советскому Союзу наладить собственное производство. В этот период северный маршрут поставок являлся основным, по нему проследовал 61% всех грузов, ввезённых в Советс­кий Союз, включая практически все оружие. Поэтому именно здесь, в Арктике, где решалась судьба войны на море,  разгорелись и крупные морские сражения.

Большую поддержку СССР союзники оказали и в ходе «коренного перелома» в войне. К этому времени заработали новые маршруты поставок – через Иран, Северную Африку, Тихий океан, авиационная трасса Аляска –Сибирь. В течение второго года войны помощь союзников по объему стала вдвое, а по стоимости – почти втрое больше, чем за период с осени 1941
до июля 1942 г. Военные поставки по-прежнему занимали лишь 1/4 тоннажа, остальное приходилось на промыш­ленное оборудование и сырьё. Введение новых маршрутов поставок снизило роль северных конвоев – на них приходилось теперь только 16% всех грузов. Впрочем, по нему по-прежнему направлялись почти все британские поставки, а также наиболее срочные американские грузы. Около половины всего ввезённого в Советский Союз оружия также было доставлено северными конвоями.

Основной объем помощи союзников для СССР пришелся на 1944–1945 гг. Почти 90% всех материалов и оружия поступило в конце войны из США. Каждая вторая бронемашина и каждый деся­тый танк, направленные в этот период во фронтовые соединения, были им­портного производства. Однако военные грузы занимали всего лишь 9%: 1/4 всего тоннажа занимало продовольст­вие, ещё 1/4 – автомоби­ли, локомотивы и вагоны, остальное – промышленное оборудование, металлы, нефтепродукты. На этом этапе роль северного маршрута снова возросла – на него приходилась перевозка 22% всех грузов.

В общей сложности за годы войны Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск приняли около 4 млн. тонн – 25% всех грузов, отправленных союзниками по ленд-лизу. В боях с немецким флотом и авиацией в Арктике союзники потеряли 84 грузовых судна и 22 боевых корабля.

Оценивая помощь, оказанную союзниками СССР в годы войны, сле­дует признать её большую значимость. Советская промышленность получила недостающие станки и сырьё, Красная армия на 70–75% была обеспечена продовольствием и средствами связи. К концу войны доля американских и британских танков в наших войсках составляла 11%, самолётов – 12%, автомобилей – около 70%.

В рамках Антигитлеровской коалиции каждая страна вносила свой вклад в общий резервуар для победы над фашизмом: Великобритания, обладавшая самым крупным флотом в Европе, взяла на себя основную тяжесть ведения войны в Атлантическом океане и на Средиземном море, обеспечила проведение конвоев в Арктике и Атлантике; США – свой огромный экономический потенциал, а также армию, флот и  авиацию, сокрушившие главные силы японцев; Советский Союз вынес на себе основную тяжесть борьбы с гитлеровской Германией, разгромив её основные сухопутные и воздушные силы в Европе. Таким образом, ленд-лиз стал одним из важнейших факторов, объединявших страны Антигитлеровской коалиции, а северные конвои – не только средством доставки стратегических грузов, но и уникальным опытом сотрудничества более чем 40 стран мира
в совместной борьбе против общего врага – нацизма.